Санкт-Петербург: магазины, информация, товары, услуги на A-PITER.ru

Автомобилисты и журналисты пытались разобраться, какого качества продают бензин в Санкт-Петербурге

28/05/2009

В Петербурге была проведена акция участием активистов межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" и журналистов, целью которой была контрольная закупка бензина на АЗС Приморского района и проверка его качества.

К сожалению, организаторы акции не имели технической возможности для проведения точной проверки качества топлива, которая возможна только на профессиональном оборудовании. Примечательно, что на сегодняшний день в нашем городе действует лишь одна профессиональная лаборатория, тестирующая нефтепродукты, и принадлежит она компании "ПТК". Независимой лаборатории в городе нет.

***

А вот попробуйте нашего бензинчика!

Хороший бензин или плохой - вот в чем вопрос

Лишь на двух из восьми автозаправок качество топлива соответствует ГОСТам. Таковы результаты контрольной закупки горючего на АЗС Приморского района, которые были проведены по инициативе межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов». Самое распространённое нарушение — пониженное октановое число бензина или применение присадок. На одной из заправок был зарегистрирован недолив. И далеко не все заправки могли предъявить необходимые документы, показывающие происхождение топлива.

Акция с участием активистов движения и журналистов готовилась в обстановке строжайшей секретности и проходила по всем законам детективного жанра. Организаторы были вооружены рациями и пытались застать работников автозаправок врасплох: сначала под видом обычного покупателя на АЗС въезжал один из членов Комитета, оплачивал 10 литров 95-го бензина и затем подавал знак остальным. После этого у заправки с визгом тормозили два автобуса с журналистами, а заправочный «пистолет», к удивлению сотрудников АЗС, перемещался в специальную переносную канистру ёмкостью ровно 10 литров. Она тут же демонстрировала, насколько реальное количество топлива соответствовало показаниям счётчика. Потом небольшая часть бензина наливалась в специальный прибор — октанометр, который демонстрировал октановое число купленного горючего (по словам организаторов, данная модель отечественного производства уже давно выпускается серийно и может быть приобретена любым автолюбителем). Следующим этапом проверки был визуальный осмотр жидкости на предмет цвета и осадков. А напоследок председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов просил сотрудников станции показать ему паспорт качества и сертификат топлива, которые, по закону, должны иметься на любой заправке.

На вкус и цвет...

Правда, как сразу сообщили организаторы, чистота эксперимента всё же была нарушена из-за утечки информации. Александр Холодов продемонстрировал письмо, написанное от имени президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина и разосланного по всем нефтетрейдерам Приморского района, в котором тот предупреждал коллег о готовящейся акции. Тем не менее, дошло оно, видимо, далеко не до всех торговцев бензином, так как отклонения от норм стали заметны буквально на первом проверяемом объекте — АЗС компании Shell на Стародеревенской улице, 1а. Октанометр показал всего 92,2 единицы (в идеале должно быть ровно 95). Впрочем, все остальные параметры были в норме, в том числе цвет топлива — по словам специалистов, его можно было брать за эталон. Чего никак нельзя было сказать о цвете бензина на следующей заправке, принадлежавшей компании «Лукойл» (пересечение улиц Савушкина и Школьной). Он оказался с откровенно желтоватым оттенком, хотя октановое число было даже на пол-единицы больше заявленного. По мнению Александра Холодова, это говорит о применении специальных присадок, которые отнюдь не повышают качество бензина. Кстати, сотрудники «Лукойла» были не рады нагрянувшим гостям: пытались запретить съёмку телеоператорам и даже угрожали вызвать группу быстрого реагирования. После этого участникам акции пришлось ретироваться.





Схожие проблемы оказались и у компании Neste (во всяком случае, на отдельно взятой АЗС на улице Школьной, 77), правда здесь сотрудники вели себя гораздо любезнее. Тем не менее, цвет топлива также оказался лимонного цвета, а октановое число составило аж 96,6 единицы. Зато все документы у Neste оказались в порядке и были продемонстрированы по первому требованию.

Двое из восьми

На заправочной станции ПТК (на Приморском, 52) группе "стихийных контролеров" тоже не слишком обрадовались, наотрез отказавшись предъявлять документы в присутствии телекамер. По качеству же самого бензина компания оказалась близка к коллегам из Shell (их АЗС расположена напротив) — 92,4 октанового числа.

Топливо на заправках Aero и «Фаэтон» (соответственно, на ул. Савушкина, 110 и Липовой аллее, рядом с ж/д станцией «11-й километр») не вызвало нареканий у проверяющих — все показатели почти в точности соответствовали тому, что было указано в паспорте качества (обе принадлежат ООО «Фаэтон-Aero»).

А вот на АЗС «Киришиавтосервис» (Торфяная дорога,10) активисты Комитета защиты прав автомобилистов впервые столкнулись с недоливом — на 35 граммов (согласно ГОСТу максимальный объём недолива — 20 граммов на 10 литров). Впрочем, на этот счёт у администратора заправки было своё мнение: он пытался заверить собравшихся, что вполне допустимы даже 50 граммов недобора. С другой стороны, показатель октанового числа здесь оказался рекордно высоким — 97,6 единицы при нормальном цвете топлива.

Самой неоднозначной выглядела проверка бензина от компании «Славнефть» на Богатырском проспекте, 23. Октанометр, до того безупречно делавший свою работу, оказался не в состоянии определить показатели топлива, купленного на этой станции. При этом он по-прежнему исправно тестировал образцы, взятые ранее. Ни работники АЗС, ни активисты никак не смогли объяснить данный феномен.

«Качество бензина в Петербурге по-прежнему не внушает оптимизма, - резюмировал Александр Холодов. - К нам ежемесячно приходят десятки жалоб на качество продукта нефтетрейдеров, причём нельзя сказать, что на какие-то компании нареканий меньше. На всех приблизительно равномерно. Считаю, что ситуацию смогут исправить только регулярные проверки, и официальные, а не такие, как проводим мы».

Впрочем, даже при наличии такого желания у Роспотребнадзора, реализовать его будет достаточно сложно. В Петербурге на сегодня функционирует лишь одна профессиональная лаборатория, тестирующая нефтепродукты, принадлежащая компании ПТК. Полноценной независимой лаборатории в городе до сих пор нет.

Не верь глазам своим

"Фонтанка" попросила нефтетрейдеров прокомментировать результаты проведенной проверки. Не все решились обнародовать свою оценку выявленных фактов, а те, что ответили, заверили нас: качество топлива в городе соответствует ГОСТам, а прошедшую акцию назвали «чёрным пиаром».

«Использовавшийся во время проверки октанометр — это всего лишь прибор экспресс-анализа, которому верить просто нельзя. Он тестирует бензин на диэлектрическую проницаемость, а этого совершенно недостаточно. Действительно точный анализ возможен лишь на профессиональном оборудовании и стоит больших денег. Кроме того, цвет топлива совершенно не говорит о наличии присадок. Он может быть различным - в зависимости от сорта нефтепродукта, и ГОСТом никак не регулируется. По моим данным, некачественного топлива в Петербурге совсем немного. Это даже не проценты, а доли процентов», - утверждает Владимир Долгов, начальник Испытательной лаборатории топлива компании «ПТК».

По словам Олега Ашихмина, политика всех крупных нефтетрейдеров сегодня направлена на постоянный контроль качества своего продукта. А большая часть действительно некачественного топлива приходится на мелких торговцев, а также на нечистоплотность некоторых сотрудников АЗС.





«Время от времени мы ловим за руку мелких продавцов «бодяжного» бензина, в основном, в Ленобласти. В крупных сетях также возможны злоупотребления со стороны персонала, например, перемешивание 95-го бензина с топливом более низкого качества. Но говорить о том, что это политика компаний, просто смешно. Данная акция — это всего лишь способ пропиарить себя. Измерять качество топлива теми приборами, которые использовали они, это всё равно, что измерять скорость автомобиля мобильным телефоном», - считает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга.

Источник: Фонтанка.ру